Каждый движущийся узел любого механизма требует смазки.
Двигатель внутреннего сгоранияВ автомобиле, мотоцикле, поезде, корабле, и т.д. Трансмиссии и оси.
Промышленное оборудованиеГидравлические системы, компрессоры, шестерни, турбины и т.д.
Смазочные материалы уменьшают износ и трение на поверхностях металлов, образуя масляную пленку.
ОхлаждениеСмазочные материалы отводят тепло, выделяемое трением, а система смазки поглощает тепло.
ОчисткаСмазочные материалы вымывают примеси, таких как металлическая стружка, углеродистые отложения.
Анти-ржавчинаСмазочные материалы защищают поверхность от ржавения из-за усиленного окисления, повышенной влаги или кислорода в воздухе.
ГерметизацияСмазочные материалы герметизируют контактную часть оборудования, предотвращая утечку газа, впрыскиваемого в цилиндр, или попадание воды и пыли в цилиндр.
Рассеивание силСмазочные материалы равномерно распределяют силы, локально примененные к поверхностям трения.
Смазочные материалы подразделяются на моторные, трансмиссионные, индустриальные и прочие.
Применение |
Техническое применение |
Примечания |
Промышленный стандарт |
|
Двигатель |
Легковой Автомобиль |
Бензин (PCMO) |
API SP, ILSAC GF-6 |
|
Дизель/Бензин (PCMO) |
Нет устройства доочистки |
ACEA A3/B3, A3/B4, A5/B5 |
||
Устройство доочистки |
ACEA C1, C2, C3, C4, C5 |
|||
Коммерческий транспорт (Грузовик, Автобус, и т.д.) |
Дизель для тяжелых условий эксплуатации (HDDO) |
Нет устройства доочистки |
API CI-4, ACEA E4/E7 |
|
Устройство доочистки |
API CK-4, CJ-4, ACEA E6/E9 |
|||
КПГ |
- |
|||
Устройство доочистки |
2-тактный двигатель |
Топливо смешанное со смазочным материалом |
JASO FC/D, TC |
|
4-тактный двигатель |
Одновременный смазочный материал (двигатель/трансмиссия) |
JASO MA, MB |
||
Судно |
2-тактный двигатель |
ВЛЦК |
- |
|
4-тактный двигатель |
Средний/Большой корабль |
- |
||
Привод |
Трансмиссия / Дифференциал |
Автоматическая коробка передач (ATF) |
ОЕМ-специальная конструкция трансмиссии |
Дексрон, Меркон и др. |
Механическая коробка передач (MTF) |
Высокая температура |
API GL-4, GL-5 и т.д. |
||
Другие |
CVTF, DCTF etc |
- |
||
Амортизирующее масло |
- |
|||
Промышленное оборудование |
Гидравлическая система |
Общее назначение |
Защита от ржавчины и окисления |
- |
Тяжелый груз |
Защита от ржавчины и окисления + защита от износа |
- |
||
Четыре сезона / строительная техника |
Защита от ржавчины и окисления + защита от износа + HVI |
- |
||
Турбина |
Газ/Пар |
Устойчивость к окислению, предотвращение шлама, водоотделение |
- |
|
Промешленное снаряжение |
Тяжелый груз |
Водоотделение и эксплуатация |
- |
|
Подшипник |
Смазочный материал |
Предел текучести |
NLGI |
|
Другие |
Технологическое масло |
- |
Для обеспечения классификации смазочных материалов по их назначению были введены классы вязкости, которые приняты во всем мире. Сорта вязкости по классификации ISO относятся к индустриальным смазочным материалам, а по классификации SAE – к автомобильным моторным и трансмиссионным маслам.
Класс вязкости по SAE |
Вязкость при низкой температуре |
Вязкость при высокой температуре |
|||
Пусковая вязкость сП, макс при температуре oC |
Вязкость прокачивания сП, макс при температуре oC |
Кинематическая вязкость, сСт при 100℃ |
Значение для высоких градиентов скорости сдвига, сП, при 150℃ |
||
Максимум |
Максимум |
Минимум |
Максимум |
Максимум |
|
0W |
6200 при –35 oC |
60 000 при –40 oC |
3.8 |
- |
- |
5W |
6600 при –30 oC |
60 000 при –35 oC |
3.8 |
- |
- |
10W |
7000 при –25 oC |
60 000 при –30 oC |
4.1 |
- |
- |
15W |
7000 при –20 oC |
60 000 при –25 oC |
5.6 |
- |
- |
20W |
9500 при –15 oC |
60 000 при –20 oC |
5.6 |
- |
- |
25W |
13000 при –10 oC |
60 000 при –15 oC |
9.3 |
- |
- |
8 |
- |
- |
4 |
< 6.1 |
1.7 |
12 |
- |
- |
5 |
< 7.1 |
2 |
16 |
- |
- |
6.1 |
< 8.2 |
2.3 |
20 |
- |
- |
5.6 |
< 9.3 |
2.6 |
30 |
- |
- |
9.3 |
< 12.5 |
2.9 |
40 |
- |
- |
12.5 |
< 16.3 |
2.9 (для масел классов 0W-40, 5W-40, 10W-40) |
3.7 (для масел классов 15W-40, 20W-40) |
|||||
50 |
- |
- |
16.3 |
< 21.9 |
3.7 |
60 |
- |
- |
21.9 |
< 26.1 |
3.7 |
SAE Класс вязкости |
Максимальная температура вязкости 150,000 сП °C |
Кинематическая вязкость при 100°C |
Примерно равняется ISO оценке |
|
Минимум (cSt) |
Максимум (cSt) |
|||
70W |
-55 |
4.1 |
- |
22-32 |
75W |
-40 |
4.1 |
- |
22-46 |
80W |
-26 |
7 |
- |
46-100 |
85W |
-12 |
11 |
- |
100-150 |
80 |
- |
7 |
< 11.0 |
45-100 |
85 |
- |
11 |
< 13.5 |
100 |
90 |
- |
13.5 |
< 18.5 |
150-320 |
110 |
- |
18.5 |
< 24.0 |
- |
140 |
- |
24 |
< 32.5 |
320-680 |
190 |
- |
32.5 |
< 41.0 |
- |
250 |
- |
41 |
- |
1000 |
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость при 40°C [мм²/с = сСт] |
||
Минимум |
Среднее число |
Максимум |
|
ISO VG 2 |
1.98 |
2.2 |
2.42 |
ISO VG 3 |
1.98 |
3.2 |
2.42 |
ISO VG 5 |
4.14 |
4.6 |
5.06 |
ISO VG 7 |
6.12 |
6.8 |
7.48 |
ISO VG 10 |
9 |
10 |
11 |
ISO VG 15 |
13.5 |
15 |
16.5 |
ISO VG 22 |
19.8 |
22 |
24.2 |
ISO VG 32 |
28.8 |
32 |
35.2 |
ISO VG 46 |
41.4 |
46 |
50.6 |
ISO VG 68 |
61.2 |
68 |
74.8 |
ISO VG 100 |
90 |
100 |
110 |
ISO VG 150 |
135 |
150 |
165 |
ISO VG 220 |
198 |
220 |
242 |
ISO VG 320 |
288 |
320 |
352 |
ISO VG 400 |
414 |
460 |
506 |
ISO VG 680 |
612 |
680 |
748 |
ISO VG 1000 |
900 |
1000 |
1100 |
ISO VG 1500 |
1350 |
1500 |
1650 |
ISO класс вязкости |
Среднее значение вязкости |
Пределы кинематической вязкости при 40°C мм²/с |
Эквивалент прежней оценки AGMA |
|
Минимум |
Максимум |
|||
ISO VG 32 |
32 |
28.8 |
35.2 |
0 |
ISO VG 46 |
46 |
41.4 |
50.6 |
1 |
ISO VG 68 |
68 |
61.2 |
74.8 |
2 |
ISO VG 68 |
68 |
61.2 |
74.8 |
2 |
ISO VG 100 |
100 |
90.9 |
110 |
3 |
ISO VG 150 |
150 |
135 |
165 |
4 |
ISO VG 220 |
220 |
198 |
242 |
5 |
ISO VG 320 |
320 |
288 |
352 |
6 |
ISO VG 460 |
460 |
414 |
506 |
7 |
ISO VG 480 |
480 |
612 |
748 |
8 |
ISO VG 1000 |
1000 |
900 |
1100 |
8A |
ISO VG 1500 |
1500 |
1350 |
1650 |
9 |
ISO VG 2200 |
2200 |
1980 |
2420 |
10 |
ISO VG 3200 |
3200 |
2880 |
3520 |
11 |
Спецификации моторных масел составлены по API и разделены на бензиновые и дизельные. Чем новее спецификациия, тем больше усиленная устойчивость к окислению, топливная экономичность, долговечность и т.д.
- Бензин
(SJ<SL<SM<SN(SN+)<SP)
Начинается с S, аббревиация для 'Service,' за которой следует SA-SP.
- Дизель
(CH-4<CI-4<CJ-4<CK-4(FA-4))
Начинается с Cб аббревиация для 'Commercial,' за которой следует CA-CK-4.
После использования CA. CB, CC. CD, CE. CF обозначения, CG-4, CH-4, CI-4, CJ-4, CK-4 введены в
действие.
Спецификации моторного масла, разработанные ILSAC, состоят из Северо-Американских/Японских автопроизводителей включают GF-1, 2, 3, 4, 5 и 6. По сути это спецификации с улучшенными характеристиками топливной экономичности добавленные к API производительности.
Спецификации моторных масел, разработанные ACEA с акцентом на долговечность и увеличенный интервал замены европейских автомобилей по сравнению с API или ILSAC. Как правило, спецификации изменяются с интервалом в 2 года. В зависимости от типа транспортного средства классифицируются в основном на 3 типа, при этом каждый тип подразделяется в соответствии с производительностью и топливной эконмичностью (HTHSI/SAPS уровень)
- Легковой автомобиль (Бензин/Дизель)
A3/B3, A3/B4, A5/B5
Improvement of fuel efficiency
- Дизель для эксплуатации в тяжелых условиях
E4, E6, E7, E9
Increase of Drain Interval
- Для автомобилей с устройством доочистки отработавших газов
C1. C2, C3. C4, C5
Improvement of fuel efficiency
Outstanding protection of post-processing devices
Помимо ассоциаций (API, ILSAC, ACEA), каждый автопроизводитель имеет свои собственные спецификации масел с различными спецификациями, требуемыми для каждого OEM-производителя. Названия спецификаций репрезентативного OEM-производителя следующие.
Поскольку существует множество OEM-производителей с длительными интервалами замены, признанных концепцией компонента, унифицированных спецификаций для каждого автопроизводителя, как в случае с моторным маслом, не существует.
Помимо технических характеристик автомобильного трансмиссионного масла, в области автомобильных трансмиссионных масел популярны 2 спецификации.
Типы масел, которые относятся к промышленным маслам, очень разнообразны, и поэтому для каждого типа масла существуют очень разнообразные рабочие характеристики. Типичные рабочие характеристики гидравлического масла, трансмиссионного масла и турбинного масла следующие: